Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
г. Ирбит, ул. Белинского, д. 2а
Телефон: +7(34355) 7-78-89

 

Возрастные особенности

Возрастные особенности детей 7-го года жизни

 

В образовательной деятельности учитывается главная особенность возраста

Ведущая потребность – потребность в общении.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение, словесно-логическое мышление.

Игровая деятельность – длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью.

Форма общения –внеситуативно-личностное общение.

Отношения со взрослыми – источник эмоциональной поддержки.

Отношения со сверстниками – собеседник, партнер по  деятельности.

Эмоции – развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; начинает осознавать свои переживания.

Произвольность познавательных процессов – начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

    В целом ребёнок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям и достаточно тонко их различать. Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Их социально- нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

    Центральные новообразования - соподчинение мотивов («Я должен» преобладает над «Я хочу»); самооценка.

    Новообразования - утрата детской непосредственности; дифференциация внешней и внутренней стороны личности ребенка; осмысленная ориентировка в собственных переживаниях; борьба мотивов. Внутренней план действий - способность оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане изменения в представлениях о себе, образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии

    Особенности эмоционального развития

    Совершенствуется способность контролировать непосредственные эмоциональные реакции. Развивается система устойчивых чувств и отношений – глубокая и осознанная любовь к близким, включая домашних питомцев; устойчивые отношения дружбы, включая эмпатию.

    Особенности восприятия.

   Совершенствуется произвольность восприятия. Оно становится самостоятельным процессом. Ребенок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приемы.

    Особенности памяти и внимания.

    Формируется произвольность памяти и внимания. Произвольность этих процессов выражается в том, что ребенок может запоминать то содержание, которое ему в данный момент неинтересно и ненужно, и быть внимательным. Ребенок ставит перед собой цели – запомнить или быть внимательным – и стремится к их выполнению. Дети овладевают особыми приемами управления своей памятью и вниманием.

    Особенности речи

    Ребенок овладевает всеми сторонами родного языка: звуковым составом, словарем, грамматическим строем. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают  типы склонений и спряжений, способы словоизменения; увеличивается объем сложных предложений. Осознанное отношение к языку.

     Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями).

В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах), причём детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.

     В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе отвечать на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая.

    Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте их высказывания всё более утрачивают черты ситуативной речи. Для того чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь – рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

    Особенности мышления

    Ребенка отличает способность удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируется представления об изменениях признаком предметов, а также их количества. Дети могут оперировать количествами, уменьшать, увеличивать их, правильно описывать эти ситуации, на языке математики как действия сложения и вычитания. Развивается пространственное воображение.

    Особенности деятельности

    На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно  многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами.

     В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия.

    Формируется умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата; самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном; умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов; умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

 

Страница создана: 1 февраля 2018 в 07:53. Последнее редактрование: 25 сентября 2023 в 12:18
На сайте искорка.детсадирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы