Возрастные особенности
Возрастные особенности детей 5-го года жизни
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше - черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше - белых или бумажных?», ответ будет таким же - больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция.
Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Модель образовательного процесса на день для детей 5 -го года жизни
(оздоровительный) теплый период года (июнь - август)
Режимные процессы |
Время проведения |
Приём детей на воздухе, утренняя гимнастика, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
07.30 - 08.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
8.25 – 8.40 |
Непосредственно образовательная и самостоятельная деятельность детей |
08.40 - 9.40 |
Второй завтрак, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
9.40 – 9.45 |
Подготовка к прогулке, прогулка, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
9.45 – 11.40 |
Возвращение с прогулки, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (самообслуживание, взаимопомощь) |
11.40 – 12.00 |
Подготовка к обеду, обед, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
12.00 – 12.20 |
Подготовка ко сну, дневной сон, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
12.20- 15.20 |
Подъем, воздушно-водные процедуры, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
15.20 – 15.30 |
Подготовка к полднику, полдник, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
15.30 – 15.50 |
Игровая, изобразительная деятельность; досуги, развлечения |
15.50 – 16.15 |
Прогулка, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей возвращение детей домой |
16.15 – 18.00 |
Модель образовательного процесса на неделю для детей 5 -го года жизни
Теплый (оздоровительный) период года (июнь - август)
Дни недели |
||||
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Физкультура (На воздухе) 9.35 – 9.55 |
Рисование 9.00 – 9.20
|
Физкультура (На воздухе) 9.35 – 9.55 |
Лепка/ Аппликация* 9.00 – 9.20 |
Физкультура (На воздухе) 9.35 – 9.55 |
ПРИМЕЧАНИЕ:
*Занятие проводится с чередованием каждую неделю
При неблагоприятных погодных условиях, физическая культура проводится в зале для музыкальных и физкультурных занятий.
Модель образовательного процесса на день
Холодный период времени (сентябрь-май)
Режимный момент |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Время/Длительность |
|
Утренний прием детей, игры, общение |
Обеспечение постепенного вхождения ребенка в жизнь детского сада; создание спокойного психологически комфортного настроя для каждого ребенка; способствовать укреплению личностного контакта воспитателя с каждым ребенком. Игры (самообслуживание или бытовой труд). Общение детей по интересам. Беседы с детьми. Наблюдения. Гимнастика (дыхательная, пальчиковая): Индивидуальная работа с детьми. Самостоятельная деятельность детей. |
07.30-08.10 |
|
Утренняя гимнастика |
Физическая активность. |
08.10 – 08.20 |
|
КГП/подготовка к приему пищи.
Завтрак |
Формирование гигиенических навыков подготовки к приему пищи. Формирование культуры еды. Самообслуживание (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами). |
08.20– 08.35 |
|
Самостоятельная деятельность детей. |
Самостоятельная деятельность детей по выбору и желаниям. |
08.35– 09.00 |
|
Непрерывная образовательная деятельность (НОД) (общая длительность, включая перерыв) |
Специально организованная непрерывная образовательная деятельность (НОД), осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности. Образовательные ситуации на игровой основе. Обучение, воспитание и развитие детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. |
09.00– 10.00 |
|
Перерыв между периодами НОД не менее 10 мин. |
Динамическая пауза. Профилактика эмоционального, двигательного и зрительного напряжения. |
||
Второй завтрак. |
10.00 – 10.15 |
||
Подготовка к прогулке.
Прогулка.
Возвращение с прогулки |
Формирование навыков самообслуживания. Формирование алгоритма последовательности одевания, раздевания. Укрепление здоровья детей и оптимизация двигательной активности. Создание условий для разнообразной самостоятельной двигательной активности; дидактические игры; подвижные игры. Развитие художественно-эстетического восприятия детей к окружающей действительности. Развитие познавательных интересов детей. Познавательные беседы, наблюдения, элементы экспериментирования, опыты. Индивидуальная работа с детьми. Самодеятельные игры детей по интересам. Игры с выносным материалом. |
10.15 – 12.00 |
|
КГП/подготовка к приему пищи.
Обед.
Подготовка ко сну. |
Формирование гигиенических навыков подготовки к приему пищи. Формирование культуры еды. Формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами). Формы этикета. Формирование (соблюдение) гигиенических навыков подготовки ко сну (гигиенические процедуры, настрой). Чтение знакомых произведений. Аудиозаписи спокойной музыки. Релаксационная подготовка (успокоение, настрой на сон). |
12.00 – 12.50 |
|
Дневной сон |
Восстановление психофизического потенциала ребенка. |
12.50-15.00 |
|
Подъем, закаливающие процедуры |
Создание условий для постепенного физиологического пробуждения детей. Физиологическая активизация организма ребенка. Воспитание потребности в здоровом образе жизни. Гимнастика пробуждения «ленивая» гимнастика. Тренажерные дорожки. Закаливающие процедуры. Музыкальное сопровождение. Художественное слово. |
15.00 – 15.30 |
|
КГП/подготовка к приему пищи. Полдник. |
Формирование навыков самообслуживания. Формирование гигиенических навыков (умывание, полоскание горла). Соблюдение алгоритмизации технологии выполнения гигиенических процедур. Совершенствование навыков культурного поведения за столом |
15.30 – 15.50 |
|
Игры, общение самостоятельная деятельность по интересам и выбору детей |
Самостоятельная (свободная) деятельность детей. Обеспечение условий для переноса в свободную деятельность знаний, умений и навыков детей, полученных в разных формах образовательной деятельности. Обогащенная пространственная предметно-развивающая среда, адекватная теме дня, интересам детей. Самодеятельные игры детей, организованные по собственной инициативе. Индивидуальная работа. Проблемные ситуации. Интегрированная деятельность в центрах развития детей по интересам. Чтение художественной и познавательной литературы, прослушивание аудиозаписей (сказки, стихи, спектакли). Сюжетно-ролевые игры. Мастерские. Экспериментирование. |
15.50 – 16.30 |
|
Подготовка к прогулке.
Прогулка.
Уход детей домой |
Формирование навыков самообслуживания. Оказание помощи друг другу (помощь воспитателя и наиболее активных детей), Подвижные игры, наблюдения по инициативе детей или воспитателя. Свободная самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа с детьми. Взаимодействие с родителями. Рассказы воспитателя о детях, результатах дня и о предстоящем дне. |
16.30 – 18.00 |