Экологический проект "Огород на окне"
17 апреля 2018
Продолжительность проекта: краткосрочный апрель-май 2018г.
Автор проекта: Брянцева Елена Леонидовна, воспитатель II младшей группы.
Проблема: Вовлечь родителей в совместную исследовательскую деятельность с детьми.
Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Тип проекта: исследовательско – творческий.
Вид проекта: групповой, информационный, творческий.
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели группы, родители.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
* Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
* Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
* Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
* Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
* Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Планируемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, петрушку. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Материально-техническое обеспечение:
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: ноутбук, фотоаппарат и т.д.
1 этап
- Выбор темы проекта.
- Обсуждение цели, задачи проекта.
- Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме.
- Дополнить развивающую среду в группе, необходимым материалом и инвентарем для проведения проекта.
- Составить картотеку игр или мнемотаблиц по теме проекта.
- Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, оформить альбом «тема проекта»,
- Изготовить макет «Огород на окне».
Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт».
• «Что такое «Огород на окне».
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике».
• «Семена».
2 этап
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка семян салата, лука, петрушки, гороха в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
Экологические занятия по темам:
• «Семена»
• «Первые всходы»
• «Мир овощей».
Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
Художественно - творческая деятельность детей:
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук от всех недуг».
• Аппликация «Помидоры в банке».
• Лепка «Овощи большие и маленькие».
Речевое развитие:
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
Консультация для родителей: «Помощь ребенка на огороде».
3 этап
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
4 этап
Участие в презентации проекта «Огород на окне»
«Теперь мы знаем, что такое огород!»
Список литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех».
2. Г.Я.Затулина «Развитие речи».
3. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
4. М.В.Лучичь «Детям о природе».
5. Р.И.Жуковская «Родной край».